Горячая линия
Понедельник, 18 Декабря, 2017

Уходящий год оказался щедрым на инициативы, регулирующие предпринимательство

жегодно Государственная Дума принимает порядка 500 федеральных законов по различным социально-экономическим вопросам. ТПП РФ активно участвует в этом процессе, разрабатывая собственные законопроекты, инициируя предложения по поправкам, готовя правовые заключения. Можно выделить ряд ключевых законов, принятых при участии палаты в этом году.

Начнем с блока, направленного на поддержку малого и среднего бизнеса. Поправками в закон о контрактной системе (ФЗ от 1 мая N 83) установлена обязанность заказчика оплатить поставленные товары, выполненные работы и услуги по государственным и муниципальным контрактам в срок, не превышающий 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. В документе теперь учтено и предложение ТПП РФ об установлении сокращенного срока оплаты контракта для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций. Для этих категорий организаций срок оплаты не должен превышать 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. На наш взгляд, эта мера позволит субъектам МСП быстрее получать финансовые средства за выполненные работы.

Июльскими поправками в закон о развитии малого и среднего предпринимательства предприятиям легкой промышленности (в рамках класса 13 "Производство текстильных изделий", класса 14 "Производство одежды", класса 15 "Производство кожи и изделий из кожи" раздела С "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), среднесписочная численность работников которых превысила установленные законом предельные значения (250 человек), но не превысила значения размера годового дохода (до 2 миллиардов рублей), предоставляется возможность становиться субъектами малого и среднего предпринимательства. Таким образом, общее количество субъектов МСП в России должно увеличиться, а это и новые рабочие места, и новые рынки сбыта продукции.

 
Кроме того, можно выделить законопроект, который до конца года уже может стать законом, - о страховании денежных средств, размещаемых микропредприятиями и малыми предприятиями на основании договора банковского вклада (депозита) или счета, включая начисленные проценты. Размер страхового возмещения в этом случае будет аналогичен тому, который определен для граждан и индивидуальных предпринимателей (100 процентов суммы вклада в банке, но не более 1,4 миллиона рублей). Эта мера повысит финансовую защищенность микро- и малого бизнеса.

Можно выделить еще один важный для малого и среднего бизнеса нормативный акт. Им установлены требования к порядку распространения наружной рекламы и заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере наружной рекламы. Закон определяет минимальную долю не менее чем 20 процентов общего количества мест рекламных конструкций, которую организатор торгов в сфере наружной рекламы обязан в течение календарного года выставить на торги для субъектов малого и среднего предпринимательства. ТПП РФ совместно с рекламным сообществом было подготовлено заключение на соответствующий законопроект.

Традиционно палата имеет свой набор налоговых инициатив. Так, Федеральный закон "О внесении дополнений в статью 55 Налогового кодекса Российской Федерации" (N 173-ФЗ от 18 июля 2017 года) распространил на индивидуальных предпринимателей порядок, согласно которому организации, созданные в декабре (с 01.12 по 31.12), не обязаны отчитываться за него, а этот период присоединяется к следующему году. Такой подход сократит отчетность для индивидуальных предпринимателей.

Общее количество субъектов МСП в России должно увеличиться, а это и новые рабочие места, и новые рынки сбыта

В тесном контакте с ФНС России доработан закон от 18 июля N 163-ФЗ, который предусмотрел пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов. В частности, установлено, что подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным. Закон направлен, в первую очередь, на защиту добросовестных налогоплательщиков.

В ноябре Госдума приняла закон, предоставляющий налогоплательщикам, применяющим патентную систему налогообложения или уплачивающим единый налог на вмененный доход, налоговый вычет на приобретение контрольно-кассовой техники нового образца в размере 18 тысяч рублей. ТПП РФ в целом поддержала реформу рынка ККТ, но при этом отстаивала ряд сопутствующих для бизнеса льгот.
Летом 2017 года были приняты важные поправки, направленные на изменение порядка определения границ земельных участков из состава земель лесного фонда и устранение взаимоисключающих сведений в Государственном лесном реестре и Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

При этом в части определения принадлежности земельного участка к конкретной категории устанавливается приоритет ЕГРН в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. Это позволит собственникам, права которых зарегистрированы в ЕГРН, легализовать принадлежащие им земельные участки, находящиеся на землях лесного фонда. Принятие закона было активно поддержано ТПП РФ.

При поддержке ТПП РФ в 2017 году был принят блок поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

К слову, наряду с Налоговым кодексом, это, пожалуй, наиболее часто подвергающийся изменениям закон. Упомянутыми поправками была установлена административная ответственность должностных лиц контрольно-надзорных органов за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в невнесении, а равно внесении с нарушением сроков внесения и (или) внесении неполной и (или) недостоверной информации о проверке в единый реестр проверок.

Также необходимо выделить введенную летом административную ответственность должностных лиц заказчиков за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) по контрактам, заключенным для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе за неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
При соавторстве депутатов, избранных от системы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, в апреле уходящего года был принят ключевой для банковского сектора закон, который разделил банки по перечню допустимых операций на банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией.

При этом с первого января следующего года минимальный размер собственных средств (капитала) для банка с универсальной лицензией составит один миллиард рублей, а для банка с базовой лицензией - триста миллионов рублей.

Нельзя не отметить и проект закона, который также может быть принят до конца осенней сессии Госдумы. Это поправки в Федеральный закон "О промышленной политике в РФ", которыми устанавливается основа деятельности промышленных технопарков, утверждается порядок применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, установленных в отношении промышленных технопарков.

Авторами законопроекта выступили депутаты от системы Торгово-промышленной палаты РФ.

В завершение хотелось бы отметить еще три законопроекта, которые разработаны палатой и в ближайшее время будут внесены в Госдуму. Это поправки в Налоговой кодекс РФ, предоставляющие равные права всем производителям драгоценных металлов на применение нулевой ставки НДС, в том числе в отношении операций по производству драгоценных металлов из лома и отходов.

Мы также выступаем с инициативой о дополнении Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положением, позволяющим контрольно-надзорному органу по заявлению подконтрольного субъекта осуществить проверку исполнения предписания досрочно.

Наконец, палатой подготовлен законопроект, которым предлагается переложить обязанность по предоставлению в Единый федеральный реестр сведений о деятельности юридических лиц информации о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении ее действия, с юридического лица на соответствующие лицензирующие органы.

Источник: Российская Газета
Сделано в ООО "Новый Софт", 2017