Горячая линия
Пятница, 14 Декабря, 2018

Мотивация на развитие

                                                                                                   Люди несчастны, потому что они не знают, чего они
                                                                                                   хотят на самом деле.
                                                                                                                                                              Зигмунд Фрейд.
 
Общепризнанно: искусство мотивации - вещь, крайне трудно поддающаяся формализации и научению. Елена Сидоренко, автор книги "Мотивационный тренинг", считает, что мотивационный менеджмент - это не наука, а творческий акт менеджера.
 
                                                                                          * * *
 
Вспомним, что:
Мотив - побуждение поведения, деятельности.
 
Мотивация - это совокупность факторов, побуждающих поведение человека. Это состояние готовности к действиям, связанным с удовлетворением потребности; система мотивов определенного человека (которая опирается на систему ценностей).
 
Мотиваторы - это те факторы, которые повышают эффективность работы человека и/или  его удовлетворенность за счет того, что соответствут его внутренним потребностям (мотивам), которые в настоящий момент частично или полностью не удовлетворены и требуют удовлетворения.
 
Для большинства людей характерна мотивация, основанная на нескольких мотиваторах, которые определенным образом соотносятся друг с другом. При анализе мотиваторов следует принимать в расчет не какой-то один из факторов, а их последовательность и приоритетность.
 
Мотивы меняются с течением жизни и развитием карьеры человека как под влиянием внешних, объективных факторов, так и в связи с развитием и изменением личности. Это значит, что диагностику мотвации, угол наблюдения необходимо периодически проводить заново.
 
Мотивационный менеджмент - система действий по активизации мотивов другого человека.Мотивация предполагает создание условий (обогащенной стимулами и возможностями среды), когда у человека прбуждаются его собственные мотивы.
 
Потребность - состояние возникающее при отсутствии или нехватке факторов, необходимых для нормального существования; зависимость организма от некоторых условий внешней и внутренней среды.
 
Стимулирование -предъявление внешнего фактора с целью пробуждения, ускорения и усиления мыслительных, эмоциональных и поведенческих реакций.
 
Манипуляция - Скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.
 
                                                                                            * * *
 Три заповеди руководителя:
 
Истинные мотивы - это то, что существует внутри человека. суть мотивационного менеджмента заключается в том, чтобы активизировать именно эти мотивы, которые у данного человека уже есть. Часто руководителям кажется, что есть универсальные методы. Например, нужно сделать какую-то часть вознаграждения переменной, зависящей от усилий сотрудника, - и пробудятся в человеке важные мотивы, которые повысят эффективность его деятельности. Но на самом деле это пробуждает азарт в одних и тревогу в других. Не факт, что азарт будет превышать эффективность деятельности.
 
Каждого человека, которого мы пытаемяс мотивировать, нужно изучать. Первая заповедь мотивационного менеджмента - успешное мотивирование должно быть индивидуальным. Т. е. приоритет  должен быть отдан не воздействию, а исследованию: если хочешь мотивировать правильно и эффективно - сначала исследуй того, с кем собираешься работать, и мотивируй точно в цель.
 
Для кого-то ведущим окажется мотив честолюбия, для другого важна независимость,  для третьего - мотив познания и причастности к группе.
 
Можно набрать команду людей, для которых работать хорошо - дело чести, но это не значит, что вы сэкономите на дополнительной мотивации. Для таких людей деньги являются не матнриальным   стимулом, а скорее, моральным - мерой адекватной оценки, мерой уважения. Если нет адекватной оценки заслуг и способностей сотрудников - это их крайне демотивирует. Вторая заповедь мотивационного менеджмента: не демотивируй. Трудно мотивировать по-настоящему. Пока исследовательская часть не завершена и мы не можем с минимальными усилиями добиться максимального эффекта, самое важное - не оказывать демотивирующего влияния.
 
Типичные ошибки менеджеров: слишком жесткая и единообразная система мотивации. У русского человека самый сильный мотив - это мотив воли, - свобода от предписаний. Как только на человека налагается какая-нибудь ограничивающая система, даже из самых благих побуждений, его первое желание - нарушить эти ограничения. Очень важно, чтобы то, как мы пытаемся удовлетворить человека, удовлетворяло самого этого человека. Мотивация должна быть честной и естественной. Следует помнить, что почти каждый человек желает быть понятым, но мало  кто  желает быть раскрытой книгой. Истинные мотивы и ценности - это почти интимный момент.
 
Не стоит забывать, что люди работают потому, что им нужно зарабатывать себе на жизнь. С другой стороны - люди хотят работать. С помощью внешнеогранизованной  мотивации можно добиться только кратковременных эффектов. Ситуация похожа на действие магнита: пока мы его держим, - к нему прилипают опилки. Как только мы его убираем, убираем силу опилки (люди) возвращаются в исходное положение. На самом деле каждый из людей дествует и будет действоавть из своих внутренних побуждений.
 
Итак, наблюдение - самый надежный метод работы с персоналом. Беседы с коллегами и подчиненными также будут для вас полезны. Главное, чтобы вам дествительно были интересны ваши сотрудники. Так же не маловажно умение  слышать, видеть, анализировать (не забывайте записывать свои наблюдения, мысли).
 
Успеху дела может помешать чрезмерная потребность власти. Честолюбие и тщеславие также могут помешать создавать настоящую мотивационную среду для сотрудников, вообще для тех, кто рядом. Умние уйти в тень, чтобы дать другим возможность расти, пробовать новое - важнейшее качество руководителя. Как это ни парадоксально, но чем больше у руководителя собственных сильных мотиваторов, тем меньше они активизируются у подчиненных. Люди могут просто уйти.
 
Для того, чтобы мотивационный менеджмент "заработал" на предприятии, - его должен принять руководитель, т.к. его фигура всегда будут значительной при принятии решений, при ссылках на мнение руководства в целом. Мотивационный менеджмент- это определенное мировоззрение, концепция жизни.
 
Чтобы струдник был привержен фирме, его не нужно мотивировать, - с ним надо подружиться, создать для него условия, в которых он может реализовать себя (особенно это справедливо в отношении творческих личностей). Третья заповедь гласит: если мы не можем отбирать людей или если мы хотим удеожать людей. нам необходимо организовать мотивационную среду для этих людей.
         
Сделано в ООО "Новый Софт", 2018